Звёздная страна

8-926-746-53-80, 8-499-120-63-23 Заказать звонок Подписаться на
рассылку

Детский развивающий центр
"Звездная страна"

Когда следует обратиться к логопеду?

 

  • Как правильно оценить состояние речи своего малыша?
  • Как и когда ребенок должен заговорить?
  • В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать?
  • Как не пропустить момент, когда ребенку, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов?

Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек. Если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который, возможно, развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Для того чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно – не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Ребенку 2 года…

Речевое развитие в норме, если…

  • показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов, начинает использовать предложения из 2-3 слов
  • появляются прилагательные
  • стечение согласных замещаются одним звуком
  • пользуется словами: да, нет, еще
  • согласует предметы и действия (машина едет, я хочу)

Необходима помощь логопеда, если…

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.

Ребенку 2,5 года…

Речевое развитие в норме, если…

  • происходит быстрое увеличение словарного запаса
  • адекватно использует местоимения я, ты, мне
  • использует предложения из 2-3-4 слов и сложные бессоюзные предложения
  • повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один»
  • употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов, появляются суффиксы

Необходима помощь логопеда, если…

К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»

Ребенку 3 года…

Речевое развитие в норме, если…

  • словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов
  • называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: положи кубик под чашку, положи кубик в коробку
  • часто задает вопросы; говоря, рассказывает свои впечатления, мысли.
  • договаривает звуки, слоги, слова при чтении
  • называет цвета, форму предметов

Необходима помощь логопеда, если…

  • не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать
  • не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия
  • произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения
  • в речи полностью отсутствуют союзы и местоимения
  • ребенок не повторяет за взрослым слова
  • речь ребенка непонятна окружающим (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой)

Ребенку 4 года…

Речевое развитие в норме, если…

  • владеет словарем примерно 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов
  • задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  • использует выражения типа: «я думаю, что…», «я надеюсь, что…»
  • правильно употребляет глаголы в прошедшем времени

Необходима помощь логопеда, если…

  • не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения
  • у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов)
  • ребенок не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со сложными звуками – норма)

Ребенку 5 лет…

Речевое развитие в норме, если…

  • обладает словарным запасом около 3000 слов
  • знает свой адрес
  • пользуется предложениями из 5-6 слов
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • умеет пересказать
  • правильно произносит практически все звуки
  • определяет право-лево у себя, но не у других
  • знает простые антонимы (большой, маленький, твердый-мягкий)
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • считает до 10
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

Необходима помощь логопеда, если…

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

Ребенку 6 лет…

Речевое развитие в норме, если…

  • обладает словарем около 4000 слов
  • все звуки произносит правильно
  • умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  • пользуется сложными предложениями
  • употребляет все части речи
  • использует абстрактные и отвлеченные понятия
  • различает и дифференцирует звуки речи на слух и в прозношении

Необходима помощь логопеда, если…

  • в 6 лет ребенок не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа
  • неправильно произносит звуки родного языка и (или)не различает их на слух

Не упускайте возможности своего ребенка.

Если вас тревожит речь ребенка, обратитесь к логопеду.

 

Вернуться

Задать вопрос